Консультация «Воображение в старшем возрасте.»

вт, 21.04.2020

Сегодня, когда детский мир наводнен многообразием игрушек, компьютерных игр, часто встает проблема с развитием воображения у детей.

Родителей в основном волнует два вопроса – здоровье детей и их подготовка к школе. Ведущая деятельность для дошкольного возраста – игра, а возрастное психологическое новообразование – воображение. И, если ребёнок не доиграл, недофантазировал, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе. Готовность к школе – далеко не сумма каких-то полученных знаний, это определённая цепь психического развития.

Наиболее интенсивно развивается воображение в возрасте от 5 до 15 лет. Позже, происходит снижение возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и открытиям.

Рассмотрим возрастные особенности детей нашего возраста.

В этом возрасте происходит активизация функций воображения.

Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы, а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).

Этот период – сензитивный для формирования фантазии. Побуждение ребенка к фантазированию чрезвычайно просто и не требует от взрослых значительных усилий. Ведь известно, что ребенку полезно и нужно "находить работу" тогда, когда запас его собственной изобретательности истощается.

В этих случаях ему обычно рекомендуют порисовать, побегать, повозить машину или что-то подобное. В число этих рекомендаций могут быть включены и побуждения к творческому фантазированию. Это может выражаться, например, в том, что, наряду с чтением или рассказыванием ребенку сказок, загадок, можно предлагать и ему придумать нечто подобное, свое.

Мы знаем В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

К этому возрасту у детей большой багаж знаний, умений, образцов поведения и прочих образов, которыми они могут оперировать. Поэтому основная задача — научить составлять планы и комбинировать различные образы. При этом ребенок уже должен четко понимать, как бывает в реальности, а как нет.

А дидактические игры- это инструмент для развития воображения у старших дошкольников.

Вот некоторые игры, в которые можно поиграть вместе с ребёнком.

Просмотрев с ребенком мультфильм и почитав книгу А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» можно поиграть:

В игру «Великий Гудвин»

Содержание: Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно обыгрывать, например, сочинять по ним сказки, изменять их, добавлять героев, дорисовывать детали.

В игру «Фантазёры»

Содержание: Решение проблемных ситуаций: - Как нарисовать невидимку? – Как принести воду в решете? – Как сосчитать все листочки на дереве?

В игру «Сказка наоборот»

Содержание: «Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было «наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».

В игру «Несуществующее животное»

Содержание: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

В игру «Продолжи рисунок» (совместно со взрослым)

Содержание: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

В игру «Клякса»

Содержание: Взрослые совместно с ребенком делают кляксу, ребёнок должен придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее.

В игру «Нарисуй настроение»

Содержание: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

 Воспользоваться в совместных играх с ребёнком:

- упражнение «На что похожи наши ладошки»

Предложить ребёнку обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

- упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Предложить ребёнку изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д

Воображение является совершенно необходимым условием развития ребёнка. Оно одно из основных компонентов любой творческой деятельности, воображение выступает основой наглядно-образного мышления, позволяющего ребёнку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Давайте поможем развиваться воображению нашего ребёнка. 

Воспитатели старшей группы: Коробейникова Н.Н., Галимуллина М.З.
 

 
Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok