Главная»Страничка специалиста»Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

"Искусство — это нектар души,
собранный в трудах и муках".
Теодор Драйзер

Юнусова Ильяса Идрисовича - педагога дополнительного образования

Родился 24.10.1968 в г. Учалы Республики Башкортостан.  
В 1996 году окончил Магнитогорский государственный ордена Ле-нина педагогический институт художественно-графический факультет.
Работаю в МБОУ ДО детский сад «Сказка» с 01.02.2017 г.  
В своей практике ориентируюсь на принципы развивающей педаго-гики, развитие способностей самовыражения у детей, а также формирова-ние эмоционально – ценностных отношений в ряду основных компонентов системы художественного образования (практические знания и навыки). Прививаю художественно – эстетическое взаимодействие с миром, опыт художественно – творческой деятельности и опыт эмоционально – цен-ностных отношений.
На занятиях отдаю предпочтение графическим материалам (про-стые и цветные карандаши, жировые и восковые мелки). Всё это способ-ствует развитию мелкой моторики, развивает усидчивость; приобретаются  навыки  работы с простыми геометрическими фигурами и их дальнейшее преобразование в сложные формы.

 

Пояснительная записка

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Это происходит в рамках «исконно детских видов деятельности» (А. Запорожец») и в доступных для дошкольника формах.
Живопись – один из основных видов изобразительного искусства. Её выразительными средствами являются – колорит (цветовое созвучие), рисунок и композиция. С помощью цвета художник может вызвать у зрителей определенное эмоциональное состояние радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение и т.д.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста при целенаправленном обучении – доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему.

Формы работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность по дополнительному образованию проходят в специальном помещении – изостудии, оборудованной мольбертами, столами, наглядным материалом, пособиями.
Следуя совету народного художника и педагога Б.М. Неменского, каждое занятие, посвященное искусству, нужно строить «по закону красоты», каждое занятие так продумывать и проводить, подбирать такие методы и приёмы работы, чтобы уже сама их организация вызывала у детей желание рассматривать картины, говорить о них. Не всегда в ходе этих занятий дети сидят за столами. Можно расставить стулья полукругом. Такое оформление позволит лучше рассмотреть картину. Можно рассматривать картину стоя; это особенно полезно: ведь во вторую часть занятия дети начнут рисовать, вырезать.
Итог занятия по ознакомлению с живописью всегда должен быть нестандартным, отличающимся от итога занятий дидактического характера. Это может быть предложение детям рассказать о самом красивом месте в картине, или же высказаться о том, что им представлялось, думалось, о чём мечталось, когда они рассматривали картину, или объяснить, почему понравилась картина, или предложить вспомнить созвучное с содержанием картины стихотворение, пословицу и т.д.

Экскурсия

Экскурсия на природу (раз в месяц можно в одно и то же место) – позволяет детям увидеть, как изменяется её красота в разное время года. Таким образом, развивается наблюдательность, эстетическое видение, которое раскрывает красоту и многообразие окружающего мира. Помогает лучше понимать и чувствовать изобразительное искусство.
Во время наблюдений педагог обязательно поощряет стремление детей высказываться. Умение образно выразить свою мысль, дать описательный рассказ, в котором используются сравнения, эпитеты, метафоры, - показатель развитого воображения, фантазии. А это очень важно как при восприятии художественного произведения, так и в процессе художественной деятельности. Здесь важно и слово самого педагога, изобилующее красочными сравнениями, поговорками, пословицами.

Свободная самостоятельная деятельность

Для самостоятельной деятельности детей в группах детского сада оснащены уголки творчества, которые соответствуют возрастным особенностям, имеют красивый внешний вид, доступны для детей. Уголок самостоятельного творчества способствует творческой самореализации дошкольников. Дети могут найти себе интересные занятия - рисовать, лепить, использовать для создания чего-то необычного различные художественные и бросовые, природные материалы, рассматривать художественные альбомы, наборы открыток, творческие и дидактические игры.

Работа с родителями

Знакомство детей с изобразительным искусством проходит в тесном контакте с родителями. Они первые воспитатели своих детей, первые помощники педагога. Полезно, чтобы родители были всегда в курсе того, какие занятия по искусству проводятся в детском саду, поэтому на информационной доске мы вывешиваем короткие сообщения («Сегодня мы занимались…» или «О чём сегодня узнали дети на занятии»). В родительском уголке периодически устраиваются выставки. Тематические стенды «Эстетическое воспитание детей в семье», «Изобразительное искусство в семейном воспитании», «Как знакомить детей с искусством (живописью, графикой)». В папке-передвижке собирается материал об эстетическом воспитании – список литературы, короткие справки о художниках.
На родительских собраниях мы стараемся делать сообщения о важности такого воспитания, о роли эстетического развития в жизни ребёнка. Предлагаем по мере возможности посещать с детьми художественные музеи, выставки, галереи; совместно читать книги по изобразительному искусству (понятные детям), и рассматривать альбомы с репродукциями картин известных художников.
Даже прогулка должна стать средством формирования художественного вкуса (обратить внимание на то, что солнечные лучи просачиваются сквозь густые ветви деревьев и искрятся в капельках росы. Набрать охапку листьев, трав. Цветов и, вернувшись, домой, вместе украсить интерьер своей группы. Попросить ребёнка нарисовать какой-то цветок или букет и т.д.).
Периодически мы устраиваем выставки детского рисунка. Их наклеиваем, подписываем, размещаем на стенде так, чтобы можно было рассматривать, приглашаем родителей на открытые занятия всех видов.
Целенаправленная работа в тесной связи с родителями помогает педагогу полностью выполнить все поставленные задачи.

Предлагаемые задания родителям

  • • Проиллюстрировать дома любимую книгу ребёнка
  • • После прогулки в парк, лес предложите ребёнку нарисовать, «что он видел в лесу». Пусть ребёнок сам выберет материалы (краски или карандаши).
  • • Прочитать ребёнку любимую сказку, предложить выбрать понравившейся эпизод сказки и нарисовать его. Когда рисунок будет закончен, он может рассказать о том, что получилось.
  • • Предложить ребёнку 5-7 лет украсить комнату рисунком, аппликацией или лепкой. С этой целью он может самостоятельно придумать содержание. Поощряйте его старание.
  • • Рассмотрите с ребёнком его рисунки, лепку, проявите интерес к детскому творчеству. Предложите ему рассказать о своих работах, привлекайте к этому процессу его сверстников, братьев и сестёр. Желательно записывать высказывания ребёнка о своём рисунке, лепке, аппликации.
  • • Понаблюдайте за ребёнком: что он больше любит рисовать, лепить, наклеивать.

Как проходят занятия с педагогом дополнительного образования в детском саду.

     

Детские коллективно-творческие работы